Олзоева Г.К.
|
|
История изучения читателей в нашей стране имеет большую и интересную историю. Можно выделить три его уровня. Первый – социологический, второй – психологический, третий – социально-психологический. Наиболее развит первый – социологический уровень, который выявляет основные тенденции, характерные для чтения в определенный исторический период, роль и влияние отдельных факторов, читательские характеристики отдельных групп читателей. Работы по социологии чтения, исследования его динамики и читательского спроса связаны с именами Н. Добрыниной, В. Стельмах, В. Самохиной и др. Второй уровень изучения читателей – психологический в отечественном библиотековедении ведет начало от Н.А. Рубакина и традиционно связан с психологией восприятия, выявлением влияния психологических типов, свойств личности на чтение, читательскую деятельность. Наиболее активно эта проблема разрабатывалась в 70-е гг. К сожалению, в последнее время мы наблюдаем падение интереса исследователей к этому аспекту изучения читателей. Третий – социально-психологический уровень, менее всего разрабатываемый в библиотековедении. Одним из первых начал изучение чтения в условиях малых групп (коллективов) М.Д. Афанасьев, объектом изучения которого были семьи, рабочие бригады. Особую значимость, на наш взгляд, этот аспект приобретает при изучении чтения школьников. Как известно, эта категория читателей исследуется в настоящее время наиболее активно, но в основном в аспекте социологии. Социально-психологический аспект позволяет выявить процессы, происходящие в сфере чтения в школьных классах, в ближнем круге общения. Школьный класс – специфическая малая группа, коллектив, который складывался на протяжении многих лет совместного обучения. Влияние одноклассников проявляется во всех сферах жизнедеятельности школьников. Микросреда общения оказывает большое влияние и на чтение, формируя специфическую читательскую атмосферу класса. Для библиотек это создает условия воздействия на читательскую деятельность каждого ученика. На кафедре библиотековедения ВСГАКИ проведено комплексное социально-психологической исследование. Объектом изучения был школьный класс (опрошено 12 классов). Основной метод – социометрия (метод социометрических измерений) был дополнен анкетированием, что позволило сравнить социометрический и читательский статус школьников. Результаты исследования свидетельствуют о том, что школьный класс – чрезвычайно интересный объект изучения для библиотековедов. Четко вырисовываются следующие проблемы: Читательское лидерство – явление, ярко проявляющееся в классе и оказывающее большое влияние на одноклассников. Нами выявлено несколько видов читательских лидеров (универсальный, деловой, самообразовательный, развлекательный). Читательские лидеры занимают специфическое место в системе лидеров класса, зачастую совпадая с эмоциональным. Выявлен ряд факторов, влияющих на формирование наших лидеров (успеваемость, коммуникабельность). Представляется возможным создание теории читательского лидерства. Социометрия позволяет выявить читательский статус каждого ученика, который иногда резко не совпадает с его социальным статусом в классе. Выявлен один случай, когда «аутсайдер» в эмоциональной сфере оказался читательским лидером. Перспективным является сравнение читательского статуса с ролевым. По нашим данным, наиболее привлекательные для старшеклассников в эмоциональном плане роли («принц», «принцесса») не совпадают с высоким читательским статусом. Зато среди «шутов» практически не встречаются активные читатели. Высокий читательский статус имеют «адвокат», «эрудит». Большой интерес представляет анализ сложившихся микрогрупп в классе (самый близкий круг общения) с их читательским интересами. Оказалось, что общность взглядов, симпатии, объединяющие их определенным образом, проявляются в их читательских предпочтениях. Изучение малых групп, коллективов с позиций библиотековедения открывает большие перспективы для библиотек, и дают возможность оказывать реальное влияние на их чтение. Так, читательские лидеры являются достаточно значимым «средством» влияния на класс, так как их авторитет в сфере чтения значительно превышает авторитет библиотекарей. На кафедре библиотековедения читается курс «Работа библиотек с коллективом», в рамках которого студенты изучают не только теорию, но и проводят социометрическое исследование, выявляя все стороны читательской деятельности, проявляющиеся в коллективе класса. Таким образом, социально-психологический подход дает возможность познания явлений, происходящих в сфере чтения в малых социальных группах, что значительно расширяет теорию и методику изучения читателей. Четко вырисовывается практическая значимость – на основе проведенных исследований формируется методика работы библиотек с группами, школьными классами, читательскими лидерами. |